Полезная информация

Великий пост

Великий пост.

Традиция Великого поста возникла в древней христианской Церкви и до настоящего времени сохранилась в Православной церкви.

Великий пост – это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от её материальной стороны.

Великий пост был и остается временем проявления милосердия и христианской любви к ближним: в эти дни освобождали пленных, прощали должников, облегчали участь преступников, помогали бездомным, сиротам, вдовам, посещали больных и заключенных, примиряли враждующих, принимали странников. В прежние времена менялся не только внутренний облик храмов и жилищ, но и внешний вид городов: закрывались питейные заведения, в первую неделю поста не работали лавки и магазины.

И в наши дни Великий пост – время покаяния, когда верующий человек постом и молитвой очищает в себе помраченный образ Божий.

Первая неделя Великого поста именуется «неделей торжества православия». Церковь воспоминает о победе Вселенской Церкви над противниками православия, которые стремились исказить саму суть веры.

Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью. Понедельник первой недели называется чистым: люди прощаются с буйным масленичным весельем. Первые четыре дня на вечерне читается Великий канон святого Андрея Критского, настраивающий всякую душу на сокрушение о своих грехах.

Вторая неделя Великого поста называется второй седмицей. Суббота второй седмицы – день поминовения усопших.

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в воскресный день, напоминает о том, что путь к Воскресению – только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему. Суббота третьей седмицы – день поминовения усопших.

В четвертую неделю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (ок. 570 – 649 годов), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни – «Лествица» (лестница) – написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству. Суббота четвертой седмицы – день поминовения усопших.

На пятой седмице Великого поста утреня четверга именуется «стоянием Марии Египетской». Житие Марии Египетской – пример глубины духовного падения  и благодатного восстания, указания на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.

Суббота пятой недели Великого поста – Суббота акафиста. На утрене совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу – Акафист.

Шестая неделя Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), после которого начинается Страстная седмица.

Оставить комментарий